Получить права на мотоцикл

С каждым годом на наших дорогах появляется все больше различных мотоциклов, квадроциклов, мопедов, скутеров и других видов мототранспорта. Они очень популярны среди молодежи благодаря демократичным ценам, компактности и яркому внешнему виду. Но прежде, чем садиться за руль двухколесного транспорта необходимо получить права на мотоцикл.

Какие существуют категории прав на мототранспорт

В последнее десятилетие появилось большое количество различных типов легкого мототранспорта с бензиновым и электрическим двигателем. Раньше для управления многими из них не требовалось наличия водительского удостоверения. Это не самым лучшим образом сказывалось на безопасности участников дорожного движения. Поэтому были введены дополнительные категории для такого транспорта.

Водительские права для мотоциклетного транспорта подразделяются на несколько категорий:

Категория

Объем двигателя

Тип транспорта

М

до 50 см 3

Мопед, мотороллер и квадроцикл

А1

от 50 до 125 см 3

Легкие мотоциклы, скутеры

А

более 125 см 3

Мотоциклы

В категорию М входят транспортные средства, способные развивать максимальную скорость не более 50 км/час. Для электрического транспорта оснащенные двигателем с предельной мощностью не больше 4,7 кВт.

С правами М разрешается водить только транспорт, параметры которого соответствуют установленным требованиям. Водитель с категорией А1 обладает большими возможностями: он уже может управлять ТС по своей категории и еще разрешенными для «М». Водительские права А позволяют вождение мотоциклетного транспорта всех трех типов, в том числе с прицепом или коляской.

В каком возрасте получают права на мототранспорт

Кататься на небольших легких мопедах, скутерах или квадроциклах вполне по силам даже подросткам. Поэтому этот тип мототехники так популярен у молодежи. Обучение и допуск к самостоятельному вождению по категориям возможно:

  • «М» и «А1» – в возрасте 14 – 15 лет можно смело начинать теоретическую подготовку в нашей мотошколе. С 16 лет разрешается сдача экзаменов в МРЭО и получение прав;
  • «А» – учиться водить мотоцикл разрешено с 16 лет. Участвовать в экзаменах в МРЭО и самостоятельно ездить можно с 18 лет.

Порядок оформления

Существует конкретный алгоритм действий для тех, кто хочет иметь права на мотоцикл. Обязательно потребуется проходить обучение в автомотошколе, чтобы получить любые права первый раз. Если есть желание получить дополнительную категорию, можно будет ограничиться только практической учебой в школе. Это существенно выгоднее, чем проходить полный курс. Останется только повторить ПДД и можно смело идти на экзамен.

Также потребуется пройти медицинское освидетельствование, собрать несколько документов и, главное, успешно пройти экзамен в ГИБДД.

Медицинская комиссия

Одним из основных условий разрешения самостоятельного управления транспортом является отсутствие у кандидата в байкеры медицинских противопоказаний. Проходить комиссию предпочтительно в лечебном учреждении, имеющем лицензию на выдачу справок для ГИБДД или в районных поликлиниках.

Существует достаточно большой перечень заболеваний, с которыми не разрешается самостоятельно управлять каким-либо транспортным средством. Приведем самые распространенные из них:

  1. Болезни глаз. Снижение остроты зрения менее 0,6 единиц. Хронические глазные заболевания – дальтонизм, астигматизм, катаракта, блефавит, косоглазие, глаукома, уменьшение угла обзора и другие.
  2. Инвалидность в связи с отсутствием одной из конечностей.
  3. Потеря слуха полностью или частично.
  4. Болезни сердца.
  5. Прогрессирующая астма бронхиальная и другие.
  6. Нарушения в работе вестибулярного аппарата.

Также кандидаты проверяются на психическое состояние и наркотическую зависимость.

В справке обязательно должна быть отметка для какой категории она выдается. Управлять можно будет только тем транспортом, который указан в ней. Например, стоит отметка А1, соответственно и в правах будет разрешение только на нее. Для тех, кто постоянно носит очки, в справке также делается пометка о разрешении управлять транспортом в очках или линзах. В удостоверении водителя на этом основании делается такая же отметка.

Обучение в мотошколе

Права на мотоцикл разрешается получать только после прохождения специального обучения, состоящего из теории и практики.

В теоретическом блоке студенты изучают:

  • правила дорожного движения;
  • конструкцию мотоциклов;
  • способы предоставления доврачебной помощи;
  • некоторые правовые аспекты.

В соответствии с избранным пакетом обучения, на занятиях по вождению отрабатываются:

  • навыки безопасного старта и торможения;
  • способы быстрого переключения передач;
  • чувство габаритов ТС;
  • умение балансировать на поворотах;
  • нюансы передвижения по городу;
  • маневрирование на разных скоростях;
  • обязательные для экзаменов в ГИБДД упражнения и иные.

В школе «Мото-Трек» на практику отводится от 14 до 18 часов. Продолжительность каждого практического занятия 1-2 часа, в зависимости от выбранного пакета. По окончанию полного курса школа выдает студентам свидетельство о пройденном обучении.

Какие документы потребуются

После окончания мотошколы надо подготовить пакет документов, который перед началом экзамена предъявляется в ГИБДД:

  • заявление установленной формы. Выдают в школе или скачивают на официальном сайте МРЭО;
  • российский паспорт;
  • подтверждение оплаты госпошлины;
  • свидетельство об обучении в мотошколе плюс его копия;
  • медицинская справка и ее копия;
  • кандидаты в возрасте от 16 до 18 лет предоставляют письменное согласие одного из родителей на участие в экзамене и получение водительских прав;
  • Два фото 35х45 мм.

Сотрудник МРЭО регистрирует и проверяет документы. Если все комплект полный и их подлинность не вызывает у офицера ГИБДД сомнений, он назначает дату экзамена.

Экзамен на права категории А

Участвовать в испытаниях для получения водительских прав на мотоцикл могут лица, отучившиеся в специальной школе и получившие установленный документ об этом. Экзамен в МРЭО подразделяется на два этапа – теоретический и практический. Ко второму этапу – самостоятельное вождение на площадке, допускаются только будущие байкеры, успешно справившиеся теорией.

Теоретический этап

Эта часть испытания проводится в специальном помещении ГИБДД, с установленными компьютерами для кандидатов, а также системой видеонаблюдения.

Проверка знаний кандидатов организована в виде компьютерного тестирования. Для каждого участника, сдающего экзамен, из общей базы вопросов формируется индивидуальный билет. Он состоит из 20 вопросов, объединенных в четыре блока по различным темам.

Ответить на все вопросы надо успеть за 20 минут. Оценку «Не сдал» экзаменуемый получает в следующих случаях:

  • даны 3 неверных ответа в разных блоках билета;
  • отмечены 2 неправильных пункта на вопросы в одном тематическом блоке;
  • дан 1 неправильный ответ в дополнительном тематическом блоке.

Результаты тестирования записывают в экзаменационный лист и вносят в информационную систему ГИБДД. Те, кто не смог успешно пройти тестирование, могут прийти на повторную сдачу теории через 7 дней.

Кандидаты в водители, успешно справившиеся с тестом, допускаются к участию в практическом разделе экзамена.

Практический этап

Проверку умения самостоятельно управлять мотоциклом у будущих байкеров проводит офицер ГИБДД. Место проведения – площадка с нанесенной разметкой и специальным оборудованием. Во время экзамена вождение по городу на мотоцикле не предусмотрено.

Экзамены проводятся на ТС из ГИБДД или мотошколы. Согласно приложению 3 к «Правилам проведения экзаменов», мототранспорт должен быть без коляски, объем двигателя – более 125 куб. см, мощность – от 11 кВт.

Порядок проведения испытаний определяет экзаменатор: либо каждый из кандидатов по очереди отрабатывает последовательно все задания с начала до конца; либо каждый человек из группы выполняет одно упражнение, потом все переходят к последующим.

Во время проверки умения кандидатам самостоятельно управлять мотоциклом предлагается отработать 3 упражнения:

  1. «Маневрирование в ограниченном пространстве и экстренная остановка». Это упражнение разделено на четырех разных части:
  • «Габаритная восьмерка» – требуется проехать по определенной линии вокруг разметочных конусов за 35 сек.;
  • «Змейка» – необходимо проехать мимо конусов, объехав первый из них так, чтобы он был от мотоциклиста с левой стороны. Для выполнения отводится 20 сек.;
  • «Габаритный коридор» – требуется проехать по участку площадки длинной 8 метров, ограниченному габаритами мотоцикла, нормативное время – 15 сек.;
  • «Скоростное маневрирование» – предусмотрены схемы А и Б, которые выбираются в зависимости размеров экзаменационной площадки. Мотоциклисту нужно объехать 5 конусов и проехать через трое габаритных ворот. Время прохождения – 35 сек.
  1. «Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места» – экзаменуемому надо пересечь линию, с которой начинается отработка упражнения, потом заглушить движок, сойти с мотоцикла и пешком вкатить ТС задним ходом к парковочному месту, установить на упор. Далее, сесть на байк, завести его и выехать по указанной траектории. Время – 2 мин.
  2. «Остановка для высадки пассажиров» – экзаменуемый, проезжает по заданной полосе и перестраивается для остановки в определенном месте. При этом, левым габаритом ему необходимо проехать контрольную черту, а при остановке правый и передний габариты должны находиться на удалении не более 30 сантиметров от разметки. Контрольное время – 15 сек.

На стартовой позиции мотоцикл находится с заглушенным двигателем и на нейтрали. В течение 30 секунд с момента подачи команды экзаменатором необходимо начать исполнению упражнения.

После выполнения маневра кандидату необходимо останавливаться в определенных местах перед стоп-линией, переключать мотоцикл на нейтральную передачу и держать его в равновесии, касаясь одной или обеими ногами земли. Обычно об окончании упражнения сигнализируют поднятием руки, чтобы экзаменатор видел, что кандидат переключил ТС на нейтраль. После этого можно вновь запустить двигатель и пересечь стоп-линию, чтобы проследовать к старту следующего упражнения.

За ошибки, совершенные во время выполнения заданий, начисляются штрафные баллы:

  • Грубые, «5» баллов, просчет нельзя допускать ни одного раза:
  • не начал отрабатывать задание за 30 сек. с момента подачи команды экзаменатором;
  • пересечение ограничительной или стоп-линии в непредусмотренных случаях;
  • движение по траектории, которая не задана условиями упражнения;
  • прикосновение ногой к площадке в случаях, когда это не предусмотрено упражнением;
  • остановка на расстоянии до разметки больше допустимого.
  • Средние, «3», ошибка допустима 1 раз:
  • не подан в необходимых случаях сигнал поворота;
  • не переключение скорости на нейтральную при остановке;
  • заглох двигатель перед началом движения и другие
  • мелкие, «1», допустима 2 раза:
  • сбиты разметочные столбы или конусы;
  • не включен ближний свет перед началом движения;
  • резкое торможение без необходимости.

Сданным экзамен считается, когда кандидат не совершил ни одной ошибки или сумма штрафных баллов за них не превышает 5. Кто не прошел испытание могут повторно сдать его на площадке будет через одну неделю.

Сколько стоит получение прав

Общая сумма оформления прав на мототранспорт складывается из:

  • оплаты госпошлины, сюда входит изготовление водительского удостоверения – 2000 руб.;
  • оформления медсправки. В различных лечебных учреждениях ее стоимость может быть от 1000 до 3000 рублей;
  • цены учебного пакета в мотошколе. Мы предлагаем несколько подготовительных курсов как для начинающих байкеров, так и для тех, кому нужна переподготовка на другую категорию – от 25900 до 29900 рублей;
  • дополнительные разовые занятия по вождению при необходимости – от 1000 до 2200 руб./ час.

Мотоциклы на время экзаменов в ГИБДД мы предоставляем нашим студентам бесплатно.

Перед началом обучения по выбранному курсу можно пройти пробное занятие, чтобы посмотреть, как в действительности учат самостоятельному вождению мотоцикла. В процессе обучения на практические тренировки отводится 18 часов. Продолжительность каждого практического занятия – 2 часа. Занятия проводятся в группах или индивидуальному расписанию.

В нашей школе обучением занимаются вежливые и доброжелательные инструкторы с опытом вождения не менее 8 лет. У нас есть собственная площадка для отработки упражнений площадью в 3 гектара и большой парк мототехники различных моделей. Более 90 % наших выпускников сдают экзамены с первой попытки.

Иметь водительское удостоверение по силам любому человеку, у кого нет противопоказаний по здоровью. На изучение правил дорожного движения и приобретение навыков вождения потребуется 1,5 – 2 месяца занятий в нашей мотошколе. Этих знаний и умений достаточно, чтобы успешно пройти обе экзаменационные ступени в ГИБДД и стать владельцем новеньких водительских прав. Мы не просто мотошкола – мы команда единомышленников.