Мотокросс - история и этапы развития

Мотокросс, как и хоккей - спорт для настоящих «мужиков», больших, сильных и без башенных.

Целью соревнования является прохождение определённого количества кругов по грунтовой трассе с трамплинами, уклонами и другими препятствиям. Побеждает быстрейший.
Мотокросс первоначально появился в Соединенном Королевстве, как продолжение соревнований по триалу, таких как проходящий ежеквартально Auto-Cycle Clubs, родившийся в 1906 году, и Scottish Six Days Trial, берущий своё начало с 1909 года. Тонкий баланс классического и скоростного триала перерос в вид внедорожных гонок, целью которых было выявить сильнейшего человека, который первым пересечёт финишную черту. Гонки получили название «scrambles» (англ. scramble - схватка).

Тогда такой вид состязаний очень часто называли «a rare old scramble» (англ. – «редкая старая гонка») и скорее всего название произошло из этой фразы. У спорта росла популярность и на международном уровне гонки получили название мотокросс, которое произошло от французского «motocyclette» или «moto», и "cross country".
В 1924 году произошло первое событие, посвящённое гонкам по пересечённой местности на мотоциклах. Действие развернулось на просторах Англии, в городе Камберли, графстве Суррей. Оно стало самым ранним проявлением мотокросса, который мы можем наблюдать в наши дни.

На протяжении 30-х годов прошлого века дисциплина развивается - популярность растёт, а количество команд увеличивается, однако мотоциклы того времени не сильно отличаются от дорожных. Интенсивная эксплуатация в жёстких условиях, в которых работали эти машины, заставили задуматься об их техническом переоснащении. К началу 1930-х жёсткое крепление заднего колеса к раме уступило место пружинной подвеске, которая получила «качалку» к началу 1950-х, за несколько лет до того, как это изобретение стало использоваться большинством производителей мотоциклов по всему миру.

В 1952 году FIM (Международная Федерация Мотоспорта) создали индивидуальный Европейский Чемпионат для мотоциклов с двигателем 500 куб. см, который в 1957 году получил статус Чемпионата Мира.

В 1962 году в чемпионате открылся класс 250 куб.см. и компании, производящие мало кубатурные двухтактные кроссовые мотоциклы получили доступ к состязаниям. Husqvarna из Швеции, CZ из прежней Чехословакии и Greeves из Англии, стали очень популярными марками мотоциклов из-за своей легкости и проворства. К 1960-м мотоциклы с двухтактными двигателями небольшого объёма стали доминирующим классом, а кубатурные «четырёхтактники» потихоньку начали пропадать с соревнований. В этот период на подиуме всё чаще можно было видеть гонщиков из Бельгии и Швеции. В США спорт начал проникать в 1966 году, когда шведский чемпион Torsten Hallman прокатился на выставке с главными американскими гонщиками серии TT на ранчо Corriganville Movie в Калифорнии. В следующем году появились такие звёзды мотокросса, как Roger DeCoster, Joël Robert и Dave Bickers. Развитие мотодисциплины приобрело взрывной характер.

К концу 1960-х японские мотопроизводители стали активно конкурировать с европейскими за лидерство в мире мотокросса. В 1975 году был введён класс 125 куб.см. В течение 1970-х европейские мотогонщики продолжали побеждать, но к началу следующего десятилетия их нагнали американцы и стали выигрывать международные соревнования. В этот период японцы активно совершенствовали машины для мотокросса. Два задних амортизатора ушли в забытье, уступив место моно амортизатору, двигатель получил жидкостное охлаждение. К 1990-м ужесточение норм по охране окружающей среды привело к развитию менее «вредных» четырёхтактных технологий. Европейские производители Husqvarna, Husaberg и KTM подхватили эту волну со своими новыми моторами 4T, с которыми гонщики начали подниматься на подиум.

Спорт обзавёлся субдисциплинами, такими как supercross и arenacross, соревнования по которым проводились в закрытых помещениях. Были также созданы классы для квадроциклов, пит-байков (мини-мотокросс) и мотоциклов с коляской. Вскоре появилось ответвление Freestyle motocross (FMX), где пилоты соревнуются в мастерстве исполнения трюков во время прыжков на мотоцикле, и Supermoto, в котором модифицированные «кроссачи» гоняются как на асфальте, так и на грунте.
Главные соревнования

Чемпионат мира (FIM Motocross World Championship).

Чаще всего мировой чемпионат проходит на просторах Европы, но также включает несколько этапов в Северной Америке, Южной Америке, Азии, Австралии и Африке. Гонщики соревнуются в четырёх классах: MX1 для 450-кубовых машин, MX2 – 250 куб. см., MX3 – 650 куб. см., а также есть женский класс MX. Соревнования состоят из двух гонок продолжительностью 35 минут плюс 2 круга. Всего за время соревнований проходит 16 этапов.

AMA Motocross Championship.

Чемпионат AMA начинается в мае и продолжается до середины сентября, состоит из 12 этапов на 12 трассах США. Для соревнований предусмотрено три класса: 250 Motocross Class – для мотоциклов с двухтактными (0-125 куб.см.) или с четырёхтактными (150-250 куб.см.) двигателями, а также 450 Motocross Class – для мотоциклов с двухтактными (150-250 куб.см.) или с четырёхтактными (251-450 куб.см.) двигателями и женский класс.

Motocross des Nations.

Ежегодный чемпионат «Мотокросс Наций» проводится в конце года, после Национальных соревнований и Чемпионата мира. В состязании участвуют команды, в которых набираются три лучших гонщика, представляющие свою страну. Каждый из них выступает в своём классе (MX1, MX2 и «Open»). Из года в год мероприятие проходит в разных местах. Среди стран победительниц Соединенные Штаты, Бельгия и Великобритания имеют самый большой успех
Мотоцикл для мотокросса

Самым главным отличием среди мотоциклов для мотокросса является тип двигателя: 4Т или 2Т. «Двухтактники» имеют большую мощность при маленькой кубатуре и взрывной характер двигателя, проявляющийся на высоких оборотах. Они также более лёгкие, чем «четырёхтактники», обладающие ровной тягой в диапазоне низких и средних частот и большим крутящим моментом на пике оборотов коленвала. Мощность колеблется от 10 до 60 л.с. в зависимости от класса., так же как и вес мотоцикла (80-120 кг). Классическая размерность колёс - 21-дюйм спереди и 18 дюймов сзади.

Байк имеет длинноходные подвески, которые превратили простую внедорожную езду в безумные многометровые прыжки на трамплинах, которые были раньше невозможны. Классический «кроссач» не имеет светотехники, электростартера, подножки и прочих элементов, благодаря чему очень лёгкий. Для дорог общего пользования он не предназначен и представляет собой спортинвентарь, такой же, как футбольный мяч или штанга, поэтому не требует для управления специальных прав.

Гонщик испытывает колоссальные нагрузки для того чтобы удержать мотоцикл на трассе – это очень похоже на родео, где нужно иметь сильные руки и ноги. В начале 1980-х Национальный Институт Спорта и Здоровья в Калифорнии проводил исследования среди профессиональных спортсменов. Среди них были футболисты, кроссмены, регбисты пловцы и другие. Исследование показало, что кроссмены испытывают самые стрессовые для организма нагрузки, а кроме того они имеют самую лучшую физическую подготовку.
«Источник статьи: RusArticles